Недеяние традиционно относится больше к даосизму, но это условности нашего ума. В дзене также есть концепция этого состояния, которая звучит так: что бы ты ни делал, будь совершенно мёртв.
Человеческая активность базируется на основных инстинктах, как бы приземлено это ни звучало. Любой поступок, действие, решение несёт в себе яркий отпечаток эго и отождествлённости с телом и умом.
Человек всегда ищет ту или иную выгоду для себя, пусть даже она и будет завуалирована под маской альтруизма. Недеяние означает отсутствие неосознанных мотивов. Для себя человек может объяснять свою деятельность как угодно, однако, сути это не меняет.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Только при должном уровне осознанности можно реализовать или хотя бы понять состояние недеяния.[/mk_blockquote]
Ум постоянно находится в состоянии активности и хаоса, в состоянии делания. Делание происходит всегда, даже во сне, вне зависимости от того, осознаётся этот процесс или нет. Поскольку наша деятельность по большей части неосознанна, в первую очередь следует поработать над повышением осознанности.
Через некоторое время, вы периодически будете достигать определённого состояния, которое характеризуется прекращением внутренней деятельности, особой тишины сознания. Это и есть недеяние. Только недеяние в покое, бездействии. Вы ведь выделяете специальное время для того, чтобы достичь состояния недеяния, и тело-ум находятся в состоянии пассивности.
Недеяние в пассивности достигается относительно просто. Другое дело, когда вы занимаетесь каким-то делом, сразу включаются в процесс и тело, и ум, и вы теряете состояние свободы от всего, вновь погружаясь в привычное состояние сознания.
Проявив должное усердие в практике техники смерти, вы словно по чуть-чуть накапливаете некую массу сознания, которое может служить центром тяжести в процессе наблюдения себя. И когда вы наблюдаете себя, у вас появляется призрачная возможность не вовлекаться в действие.
Не реагировать, не включаться в процесс деятельности ума, не отождествляться с ним. Недеяние похоже на то, как будто вы стоите в оживлённом центре улицы, наблюдая, как все суетятся, куда-то бегут, торопятся, забыв обо всём.
Все живут, что-то делают, о чём-то думают, мечтают, планируют, постоянно находятся в активности, движении. Недеяние означает отсутствие этой активности. Куда можно бежать и о чём переживать, если вы мертвы? Любое действие не имеет никакого значения.
Для логического понимания сразу возникают негативные ассоциации с пассивностью и бездействием, полным безразличием ко всему. Это только поверхностное понимание концепции недеяния.
На самом деле вы продолжаете вести обычную жизнь, полную различных дел: бизнес, работа, семья, увлечения и прочее, но только вы ничего не делаете. Действие происходит, а делание не происходит.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Недеяние – это способность находиться в гуще событий, мира, не находясь в нём.[/mk_blockquote]
То есть, не происходит процесс вовлечения в происходящее, процесс отождествления с чем-либо. Фактически, недеяние – это продолжение техники смерти, только там мы приходим к реализации этой концепции в состоянии покоя, а нам необходимо пролонгировать, спроецировать это состояние, занимаясь обычной повседневной деятельностью.
Практикуясь в наблюдении себя, вы приходите к осознанию разотождествления с телом-умом. Выполняя какое-то действие, вы ничего не придумывая и не визуализируя, вдруг в некоторые периоды осознаёте, что вас двое: одна ваша часть занимается какой-то деятельностью, вторая же ничего не делает, а просто видит это.
На начальном этапе и та, и другая часть, — это всё вы. И это я, и то тоже я. По мере углубления в практику, вы начинаете воспринимать по-другому. Та часть, которая всё делает, думает, что-то решает – есть тело-ум-эго. А настоящий Я – это моя бездействующая часть, которая только наблюдает, осознаёт. И именно это состояние реализует принцип недеяния.
Недеяние означает прекращение какой-либо деятельности, в её привычном понимании. Поскольку вы разотождествлены с собой, не возникает ассоциативных цепочек для привычного функционирования сознания и мышления. Поэтому вы просто воспринимаете всё таким, какое оно есть, видите суть вещей, без оценочного анализа.
Такое состояние можно назвать зеркальным восприятием, так как вы только отражаете внешние и внутренние события. Ничто вас не цепляет, и вы ни за что не цепляетесь. Ничто не проникает внутрь вас, потому что некуда проникать – нет того я, которое было бы отдельным от чего-то другого.
Как же это недеяние реализовать? А что вы можете сделать, например, с существующим напряжением в теле или уме? Ничего. Только осознавать его, наблюдать, всё более погружаться в него и оно рассеется, потому что базируется на неосознанном.
Точно так же необходимо просто наблюдать, осознавать существующую активность и, по мере развития осознанности, процесс активности сознания снизойдёт на нет. Привычное форсирование этого процесса уже означает активность, проявленность эго, ума, то есть делания. Что, естественно, уход от состояния недеяния, невовлечённости в активность сознания.
С наилучшими пожеланиями,
_____________________________________________________________________
Недеяние — это осознание целостности со всем сущим.©