Продолжим обсуждение практики дзен-буддизма, первая часть статьи находится здесь как практиковать дзен-буддизм – часть 1. Надеюсь, какое-то время вы уже практиковали дзадзен и выработали минимально необходимую концентрацию для практики, поэтому сразу перейду к новому материалу.
Генерация состояния в дзен-буддизме
Нужно понимать, что дзен это не просто умственные упражнения, которые можно делать ради интереса, а в первую очередь развитие сознания до небывалых высот. Практикующий стремится развить такое состояние сосредоточения, которое практически нельзя было бы нарушить.
Когда начинающий сидит в дзадзен, ему мешают мысли, ассоциации, тут вдруг нос зачесался или ноги занемели, мысли о том, сколько прошло времени и когда уже закончатся эти полчаса. Не дай Бог, в комнате будут комары! Тогда вообще всей практике крышка – в таких условиях концентрироваться нельзя.
Эта ирония просто показывает начальные стадии практики и происходящее в ней. Так было со мной, так было и есть с моими учениками. Теперь давайте посмотрим, что скажут джунгли говорят по этому поводу патриархи.
Сидеть нужно так, что если даже перед тобой рухнет гора, у тебя даже веко не дёрнулось и ничто внутри не шелохнулось.
Эх, не очень-то у меня получается говорить в восточном стиле, но смысл цитаты не искажён. Должна быть настолько высокая степень концентрации внимания, что ничто не смогло бы её нарушить и отвлечь вас.
Это достигается усиленной практикой и определённым настроем, который описан в статье побег из тюрьмы. «Учиться, учиться и ещё раз учиться» преобразуется в нашем случае в «Практика, практика и ещё раз практика!». Любым великим свершениям и достижениям предшествовали долгие часы практики и корпение над искомым.
Особенности внимания в дзен-буддизме
Насколько очень высокой должна быть степень концентрации внимания, настолько же внимание в дзен должно быть тонким и чувствительным.
Внимание в дзен должно быть настолько тончайшим, чтобы суметь услышать шаги муравьёв.
Делаете вы дзадзен, например, в саду Золотого Дракона на поляне Ниспадающей Ивы, и степень внимательности должна быть такой, чтобы услышать шаги мимо проходящих муравьёв. Да не только шаги, а ещё и дыхание муравьёв, и по шуму дыхания определить их количество 😉
Я со смехом вспоминаю свои округляющиеся глаза, когда впервые услыхал эту аналогию. Про дыхание это я, конечно, сам уже придумал. Продолжим.
Сидеть нужно так, чтобы суметь поймать бросившуюся на тебя змею.
Ваше внимание в дзен должно быть настолько острым, что если бы перед вами находилась готовящаяся к броску змея, то:
а) в момент её прыжка внутри вас ничто бы не дёрнулось и не изменилось;
б) вы поймали бы её легко, и не задумываясь;
в) после всего этого точно так же ваша концентрация и внутреннее состояние абсолютно не изменились, как если бы этой змеи и прыжка и вовсе не было.
— Да это просто уму непостижимо! – вполне можете вы сказать и будете абсолютно правы. Если только…. А вот сумасшедшие цирковые и акробатические элементы это ведь тоже уму непостижимо, верно? Гуттаперчивость или координация некоторых людей настолько поражает, что это кажется невозможным.
Поэтому мнение о реальности или нереальности чего-либо субъективно и остаётся всего лишь одним из мнений.
Перед тем, как сказать, что что-то нереально и повесить ярлык, подумайте, а так ли это на самом деле, или это всего лишь проявление вашей субъективности?
Итак, ваше внимание должно быть как очень сильным, чтобы проявление окружающего не могло его потревожить, так и невероятно мягким и чувствительным, чтобы уметь осознавать то, что доселе было неосознанным.
Дзен-буддизм и наблюдение себя
Бывало ли у вас такое состояние, когда вы были настолько чем-то увлечены, что не осознавали ничего другого? Например, настолько увлекательный или страшный и напряжённый момент в фильме, что вы как будто лично оказываетесь в этом фильме. А после с облегчением вздыхаете и осознаёте себя в реальности.
Дзен-буддизм нас учит, что мы не осознаём себя всегда, по аналогии с вышеупомянутым примером. Обеспечением иллюзии осознания себя служит осознание своих мыслей, эмоций и тела.
Человек осознаёт свои мысли, своё тело, но он думает и отождествляет себя с ними, поэтому у него формируется иллюзия, что он осознаёт себя.
Для того, чтобы увидеть эту иллюзию, необходимо смотреть. Нельзя увидеть то, что изначально не видишь, поэтому смотреть нужно на то, что умеешь видеть.
В практике дзадзен вам необходимо наблюдать своё тело, свой ум, свои мысли, эмоции, чувства, — наблюдать себя. И по мере наработки навыка осознанности и внимательности, вы начнёте видеть себя и что-то ещё. Что-то очень неуловимое вначале.
Вам также необходимо наблюдать не только себя, а и того, кто наблюдает — вам нужно наблюдать наблюдателя.
Когда мы наблюдаем себя, практически постоянно функция наблюдения переходит в функцию делания наблюдения. Мы уже не столько наблюдаем, сколько делаем наблюдение, умственно включаясь в этот процесс. Поэтому крайне необходимо помнить об этой возможности и наблюдать наблюдаемое, не забывая наблюдать наблюдателя.
Ключевые ошибки в практике дзен
Собственно, ошибка здесь одна: пойти неправильным путём и прийти не туда, куда нужно.
Ключевыми ошибками в практике дзен всё же может быть следующее:
- вы можете уйти в дебри словоблудия и философии, дзен же отсекает это;
- вы можете психически перенапрягаться, пытаясь выработать нужное внутреннее состояние;
- вы можете загрузиться наблюдением наблюдателя;
- нужное наблюдение может не получиться, а будет только иллюзия наблюдения и игра ума;
- вы бросите практику, так и не добившись результата и разочаровавшись в дзен;
- отсутствие наставника, который бы вас корректировал.
Со всеми этими ошибками мы работаем в индивидуальном обучении практике дзен.
Тем не менее, не всё так плохо. Большинство этих ошибок вы можете избежать, если будете практично и методично внедряться в замечательную практику дзен-буддизм.
Нюансы практики дзадзен — видео
Если у вас возникли какие-то вопросы по практике, вы можете задать их в комментариях, а также почитать продолжение этой статьи в части 3. А на этом сегодня всё, я желаю вам успешно практиковать дзен-буддизм и получать значимые результаты.
С наилучшими пожеланиями,
_____________________________________________________________________
Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: дзен и чайная церемония, дзен и стрельба из лука, дзен в фехтовании. Почему ещё нет дзен и сидение на унитазе?©
В дзен озарения нельзя достичь просто посредством рассудочной деятельности, то есть с помощью обучения, гипотез, анализа и синтеза. Ученик дзен должен задействовать все свое естество в качестве инструмента познания. Интеллект это только одна часть нашего естества, и как раз эта часть часто уводит нас от живой реальности, которая есть сама суть дзен. Поэтому