Как практиковать дзен-буддизм – часть 1

как практиковать дзен-буддизм техники

Дзен-буддизм одна из ключевых практик в развитии самосознания, и ей нужно уделить очень пристальное внимание, так как это основа, фундамент для полноценного развития. Не стоит недооценивать всю силу и красоту дзен-буддизма.

Немного истории дзен-буддизма.

Дзен – одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и других странах восточной Азии, отличительной чертой которой являются сосредоточение, отстраненность и абстрагирование. В ранних текстах дзен называют школой созерцания.

БодхидхармаВ V веке н. э. Бодхидхарма принёс дзен-буддизм из Индии в Китай, откуда впоследствии он распространился в Корею, Вьетнам и Японию. Нужно сказать, что самой широкой популярностью пользуется японский дзен, представленный школами Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен. Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Махакашьяпа пробудился и достиг просветления, благодаря своему глубокому восприятию и развитому осознанию. Безусловно, этому эффекту предшествует долгая и должная подготовка, без которой сколько ни смотри на цветок, просветление не произойдёт.

Особенно пользовался популярностью дзен у самураев. В те времена междоусобных войн и стычек каждому воину приходилось постоянно совершенствовать свои навыки и повышать боевую эффективность, а эта практика прекрасно укрепляет дух и обостряет восприятие.

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, а распространение дзен-буддизма на Западе связано с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки, который оказал большое влияние на сознание европейцев. Он смог донести идеи и интерпретировать термины и понятия для нашего понимания.

Далее был бум развития этого учения, многие стали ездить на обучение в монастыри Японии. После стали издаваться книги уже западными авторами, создаваться академические труды и всевозможные публикации. Но, как известно, учиться лучше у истоков.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек. Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку. Всего количество последователей японского дзэн по всему миру по данным на 2007 год составляет около 10 млн человек.

Особенности дзен-буддизма

иррациональность дзенВ дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и абстрактность логики. Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзен?», выразился следующим образом:  — он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Великая истина Дзэна живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Ещё один наставник дзен ответил на тот же вопрос так: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!»

Подобный уровень осознания проявляется именно таким образом. Человек больше не находится в хаосе мыслей, страхов и беспокойства, он свободен от ума и иллюзорного восприятия.

Дзен-буддизм всячески отрицает логику и всевозможную рациональность, в то же время не препятствуя ей и не противопоставляя, так как это уже будет признаком вовлечённости в процесс и автоматически подверженности им.

Дзен отрицает суть всех вещей, проявляя, таким образом, наивысшую форму утверждения.

Такое отношение к идеям призывает не привязываться к мыслям, чувствам и образу себя, а освобождает от зависимости и обусловленности восприятия. Умом сложно понять некоторые постулаты, но это и не требуется. Дзен-буддизм против попыток что-то объяснить словами, обвешать ярлыками и рационализировать.

Истина находится вне ума. Её нельзя понять, а только осознать, поэтому дзен не учит, а только указывает путь. Нужно не домысливать, а развивать осознание через практику – любые попытки отклониться в сторону философии категорически пресекаются, порой даже в очень грубой форме вплоть до физического воздействия.

Четыре принципа дзен-буддизма

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен-буддизма:

  • особая передача вне Учения
  • не опираться на слова и тексты
  • прямое указание на сознание человека
  • созерцая свою природу, становиться Буддой.

храм для практики дзен-буддизма

Что это значит? Передача вне учения означает, что в присутствии Мастера обучение происходит особым образом, он передаёт частичку своего осознания, бытия напрямую ученику, минуя ум и понимание.

Не опираться на слова и тексты – не привязываться к традиционным формам обучения через разговоры. Буддизм предполагает изучение и заучивание сутр, молитвы Будде и поклонение. Дзен-буддизм против этого: не разговоры приведут к просветлению, а действия, только практика.

Прямое указание на сознание человека подразумевает, что нужно ориентироваться на наблюдение самого себя, развивая самосознание. Направленность внимания должна быть не на внешние объекты, коими также можно назвать и мысли, а на то, что лежит за ними – на свою истинную природу.

Созерцая свою природу, становиться Буддой. По мере практики, развивается способность к осознанию, сознание очищается от иллюзорного восприятия, ум становится тихим, гладким, как поверхность воды и непоколебимым, как гора. В этом состоянии человек созерцает себя и осознаёт свою природу Будды.

Практика дзен не учит человека чему-то новому и не воспитывает в нём каких-то навыков, а только лишь освобождает его от хаоса и ненужных вещей, от двойственности сознания. Это звучит как-то легко и не эффектно, так что можно сказать и по-другому.

Человек полностью меняется, он становится свободным от страхов, комплексов, условностей,  становится сильным и свободным, находясь в гармонии с собой и с окружающим миром. На него невозможно никак воздействовать, ибо он не привязан ни к чему.

Практика дзен-буддизма

Огромнейшее значение в практике имеет позиция тела; примечательно, что человек сидит лицом к стене, это улучшает концентрацию. Да и вообще в дзен важны все детали. Адепт крайне скрупулёзно подходит к своему обучению, с завидной педантичностью оттачивая все аспекты.

Позиция. Наш ум очень плотно связан с телом, и для его дисциплинирования необходимо соблюдать нужную позицию во время практики. Подобно тому, как физической осанкой можно поменять ход своих мыслей, так же и позиция в дзен делает ум более гибким для необходимого эффекта в практике. Наблюдаем знакомую психосоматику, верно? Сидение в позиции, которую вы увидите в видео, называется дзадзен. Тело периодически будет пытаться выйти из неё, нарушив баланс тела и ума, но вам нужно внимательно за этим следить и возвращаться в исходную позицию.

Сидеть необходимо лицом к стене на покрывале, сложенным в несколько раз. Таз должен быть наклонён вперёд, ягодицы отведены назад. Таким образом, создаётся нужная напряжённость в нижней части живота, в точке сосредоточения танден, располагающейся на 5 см ниже пупка. Почему это важно, я расскажу в следующих статьях, поэтому не забудьте подписаться на получение новых статей.

позиция в дзен-буддизме

Грудь, плечи и все остальные мышцы, которые не участвуют в поддержании тела в данной позиции, должны быть расслаблены. Особое внимание нужно обратить на состоянии мышц лица. Когда человек на чём-то сосредоточен, его лицо часто напряжено, зажато, что сказывается и на состоянии ума. Налицо наличие озабоченности правильным выполнением инструкций, что наоборот мешает практике. Глаза полуприкрыты, вектор взгляда направлен на точку на полу в 50-100 см от линии ног.

Позиция дзадзен эффективно благоприятствует выведению кишечных газов из организма из-за нужного наклона таза, а также улучшению сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. В дзадзен практикуется естественное дыхание: низ живота выпячивается, производится вдох, при выдохе низ живота втягивается. Не секрет, что мы используем объём лёгких лишь на треть, поэтому также можно попрактиковать дыхательные упражнения.

Хроническая напряжённость диафрагмы не даёт вдохнуть воздух полным объёмом лёгких, поэтому стоит уделить этому моменту особое внимание. Делая вдох, в конце добавляете лёгкое дополнительное выпячивание живота, реализуя до-вдох. Выдыхая, производите лёгкий до-выдох, дополнительно сжимая низ живота. Это также избавляет вас от застойного воздуха в лёгких.

Важно не переусердствовать в дополнительном форсировании дыхательного цикла. Напрягая мышцы живота, нужно выполнять действительно лёгкое усилие, а не судорожно сжимать все мышцы тела, иначе можно даже навредить себе.

Таким образом, процесс дыхания в дзадзен никоим образом не задействует грудную клетку, более того, нужно следить за тем, чтобы она не двигалась рефлекторно и оставалась неподвижной. Дзен-буддизм требует вырабатывать определённую внимательность, некое состояние ума, в котором внимание является важнейшей функцией, и его нужно распределять на разные объекты.

Практика дыхания в дзен способствует выработке такого внимания. В частности, нужно следить за процессом регулирования противодействия напряжённости брюшных мышц и поднятием диафрагмы. При выдохе сжимаются брюшные мышцы, и диафрагма естественным образом поднимается вверх. Ваша задача – противодействовать поднятию диафрагмы, так как при поднятии её вверх создаётся напряжённость в грудной клетке, а вам нужно удерживать напряжённость внизу живота в танден.

Это достигается небольшой задержкой дыхания после полного вдоха и полного выдоха. На начальном этапе вы можете не осознавать напряжение диафрагмы во время совершения выдоха, а практика очень кратковременной задержки дыхания даст вам возможность это увидеть.

Счёт дыханий. Для базовой тренировки внимания первый месяц следует практиковать счёт дыханий. На счёт «раз» делаете вдох, на счёт «два» делаете выдох, на счёт «три» вдох, «четыре» выдох. И так до десяти, потом цикл повторяется заново. Счёт дыхания в дзен делается в уме. Также через пару недель можно сменить порядок счёта и считать выдох на счёт один, а вдох на счёт два. Позже можно считать только вдохи или только выдохи.

Так вы сидите в позиции дзадзен, считая дыхание до десяти и начиная заново. Спустя небольшой промежуток времени, вы обнаружите, что сбились со счёта и забыли какая сейчас цифра. Это нормально, такое происходит со всеми, вам просто нужно начать заново.

Вас будут отвлекать различные мысли, образы, ассоциации, возникающие по ходу практики, и вы ничего не сможете с этим поделать, этот факт нужно принять, как есть.

внимание в дзен-буддизме

Со временем вы придёте к тому, что сможете дольше находиться в состоянии сосредоточения. У вас начнётся вырабатываться так называемая однонаправленность ума, один из терминов дзен. Вы сможете находиться в состоянии концентрации больше 5 минут, и это будет признаком прогресса в практике.

Внимание. Объектом своего внимания выберите область танден, именно там следует сфокусировать и остановить свой ум. При правильной позиции и наклоне таза, в тандене будет создаваться избыточное давление и напряжённость, что будет способствовать  вашей способности к фокусировке.

Область танден является в данном случае центром тяжести всего тела, формируя способность ума к концентрации и однонаправленности. Когда уму приходится выполнять несколько функций одновременно, его склонность к мыслеблудию ограничивается – просто некогда думать о чём-то, когда приходится одинаково эффективно распределять внимание на несколько объектов.

Так вам нужно следить за расслабленностью плечевых мышц, лицевых, поясничных, дабы избежать искусственного перенапряжения поясницы вследствие излишних попыток выпятить ягодицы и опустить живот. Далее нужно следить за дыханием, чтобы оно не было прерывистым, а равномерным и глубоким.

Одновременно с этим, нужно контролировать противодействие диафрагмы и брюшных мышц при выдохе. Точкой фокусировки внимания сделать танден и следить за ним, и плюс ко всему ещё считать дыхание! Согласен, работы много, но это того стоит.

Как практиковать дзен-буддизм — видео

Результаты практики дзен-буддизма

результаты практики дзен-буддизмаДа, вначале будет сложно и непривычно, но с практикой вы втянетесь, и всё пойдёт нормально. На первых порах будут неметь ноги, поэтому лучше лечь, вытянуть их и дать восстановиться кровообращению минуты три.

В целом высидеть 10 минут без перерыва несложно, а первую неделю делайте практику только по 10-15 минут, и только потом начинайте доводить до получаса.

Если вы будете регулярно практиковать дзен-буддизм по тридцать минут утром и тридцать минут вечером, результаты не заставят себя ждать. Вот некоторые из них:

  • способность долго находиться в состоянии сосредоточения
  • улучшение здоровья
  • повышение тонуса
  • бодрость духа и хорошее настроение
  • повышение уверенности в себе из-за укрепления духа
  • увеличение скорости восприятия и много других.

В следующих частях (часть 2,  часть 3)рассмотрим другие элементы дзен, а пока на этом на сегодня всё, я желаю вам успехов и настоятельно рекомендую дзен-буддизм, как одну из лучших практик мира.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

©

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Muravevnet

    Большая часть западных дзенцев имела законченное образование в институтах и колледжах и стремилась к рациональному осмыслению «иррациональных» положений дзэн. Кроме того, японские последователи хорошо знали положения буддизма перед тем, как от них отказывались после приобщения к дзэн. Западные дзэнцы были вынуждены сначала изучить эти положения, чтобы в дальнейшем появилась возможность от них отказаться. Также западные последователи стремились обсудить основы дзэн, что в традиционном дзэн считается недопустимым

    Ответить
    1. Николай автор

      Да, Вы правы, в большинстве случаев человек обучается первоначально через ум, что поделаешь.

      Ответить
  2. Юра

    Юра Буддист такой красивый храм лотоса Будды пожалуй и не видел веранды для медитации!

    Ответить
  3. Юра

    Богу из Буддизма нравятся акации может их сажать!

    Ответить