Как практиковать дзен-буддизм — часть 3. Особенности внимания

Как практиковать дзен-буддизм часть 3 особенности внимания техники

После того, как вы освоили начальные этапы практики дзен в первой статье и во второй, следует изучить некоторые аспекты внимания в дзадзен. А для начала напомню о последовательности изучения.

  1. Изучение позиции
  2. Регулирование дыхания
  3. Привязка внимания в танден
  4. Счёт дыханий – разные виды
  5. Прекращение счёта – просто осознавание в безмолвии.

Таким образом, наработка правильного состояния должна занять у вас 1-2 месяца – если вы не являетесь живым воплощением Будды, сэкономить или перепрыгнуть этот срок никак не получится. И да, это при практике 30 минут утром и 30 минут вечером. В  начале практики увеличение длительности времени практики не даст никакого особого эффекта.

Правильный дзадзен за этот период выработает определённую однонаправленность ума, неподвижность сознания, которая характеризуется безмолвием. И в это время уже можно открывать глазки: всю предыдущую практику вы делали с закрытыми глазами, чтобы легче было сосредоточиться на внутренних моментах, а теперь вам нужно учиться разделять своё внимание.

Часть внимания будет направлена, как и прежде, на танден и осознавание, другая часть будет осознавать теперь и окружающее пространство.

В начале практики дзен вы начинаете замечать, что мыслей у вас стало слишком много, однако, вы и самостоятельно можете убедиться в том, что не мыслей стало слишком много, а просто вы их стали больше замечать, в то время как ранее, всё ваше внимание было направлено только лишь на окружающий мир, и поступающая оттуда информация настолько овладевала вашим вниманием, что вы просто не могли осознавать большую часть ваших мыслеобразов.

Теперь особенностью практики дзадзен будет развитие способности пребывать в неподвижности сознания с уже открытыми глазами, через которые поступает информация из окружающего мира, что, естественно, будет будоражить ум и отвлекать внимание.

Спустя какое-то время вам это начнёт удаваться и стоит усложнить практику дзен и перейти на следующую стадию.

Дзен нужно практиковать ежесекундно в течение дня. Отдыхаете ли вы или работаете, кушаете или разговариваете, думаете и планируете день, занимаетесь любовью или сидите в туалете, — всё это время вам нужно находиться в состоянии дзен!

Во время дзадзен, находясь в неподвижном физическом и умственном состоянии, мы уже научились пребывать в нужном состоянии сосредоточенности, но тело и ум настолько взаимосвязаны, что при обычных движениях тела и жестикуляциях, ум тоже приходит в движение и вот вы уже и выпали из центрированной ненапряжённости.

Вторым аспектом потери бдительности, как я уже упоминал, является поступление информации извне. Занимаясь рутинной физической работой, ещё как-то можно помнить себя, а вот беседуя с кем-либо, читая или занимаясь умственным видом деятельности, уже сложнее не забыть себя, отождествляясь с тем видом деятельности, каким вы в данный момент заняты.

Как практиковать дзен-буддизм - часть 3. Особенности внимания

Даже сам смысл слова «занят» подразумевает, что кто-то или что-то нас держит, тогда как «не занят» подразумевает свободу.

Чем занят ваш ум? Можно ли пребывать в состоянии незанятости, состоянии свободы, делая что-то?

Когда вы сидите, вы пребываете в незанятом состоянии свободы, в котором вам очень хорошо и ваша задача выкристаллизовать это состояние пребывая в мире и не позволяя ему пребывать в вас. Чтобы вы ни делали, вам нужно находиться в центрированном состоянии бдительной расслабленности, не позволяя себе отождествляться с поступающей информацией, т.к. в противном случае вы отдаёте всего себя, выплёскиваетесь наружу, и вас больше нет.

И вот теперь уже, при наличии свободного времени, имеет смысл попрактиковаться в круговом дзен.  Полчаса сидите – полчаса ходите – полчаса лежите. С сидением ясно, давайте разберём хождение и лежание.

Ходить нужно очень медленно, не жестикулируя, и по незамысловатой траектории, например, по кругу, тренируя своё внимание при минимуме добавленных элементов – только передвижении ног. Если есть возможность и желание, то можно изучить тайцзицюань или багуачжан – великолепные направления ушу, в которых помимо получения очевидных терапевтических и спортивных эффектов, вы можете практиковать наработку усложнённого внимания с высококоординационными движениями и дыханием.

А лежачий дзен – это по сути практика внетелесного осознания и получаемый результат в виде осознания себя вне тела зависит в первую очередь от состояния недеяния и неподвижности сознания. Т.е., вам нужно просто неподвижно лежать, оставаясь в состоянии дзен. Тут нужно быть внимательным – расслабленность мышечная может сильно повлиять и на вашу бдительность сознания, а расслабляться некогда.

Для начала можно попробовать один цикл: сидение-ходьба-лежание, что займёт полтора часа, а в дальнейшем можно довести и до трёх циклов, общей продолжительностью 4,5 часа. Казалось бы, очень много, да? А ведь в монастыре практика дзен длится по 16-18 часов в сутки!

Круговой дзен – не обязательное требование. В развитии осознания можно вполне обойтись и без него, но наличие такой практики и опыта будет бесспорным преимуществом. Вы можете попробовать попрактиковаться так раз в неделю или раз в месяц, получая при этом бесценный опыт.

Направленность внимания в дзен

Некоторые практикующие не могут понять направленность внимания во время кругового дзен. Если внимание направлено внутрь на танден и себя, то как оно может быть одновременно направлено и наружу?

Вообще верно то, что ваше внимание должно быть как весы: часть внимания направлена внутрь, а часть наружу и никакая чаша весов не должна перевешивать, ибо истина где-то посередине. Вы можете просто потренироваться, то направляя целиком и полностью всё своё внимание на окружающий мир, то внутрь себя и потом у вас будет получаться приходить в некое равновесие.

Более верным будет сказать: ваше внимание должно быть направлено в никуда или никуда не направлено, ибо направленность внимания подразумевает дуальность объекта и субъекта и суету ума.

Дзен – это и наука, и искусство, балансирование между логической и творческой частью, и здесь качество практики гораздо важнее количества. Если у вас есть сомнения в своих возможностях, вы можете записаться в индивидуальное обучение практике дзен, а я желаю вам практиковать дзен постоянно и получать от этого радость и свободу бытия и возможностей!

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: куда хочешь, туда и прикладывай!

Оцените статью
Добавить комментарий