В боевых искусствах, в дзен, в смежных дисциплинах специалисты борются за осознание танден центром тела и источником любого движения. Захотелось почесаться, вы подняли руку и почесались. Почесались рукой. Ваша задача научиться чесаться всем телом посредством руки. Звучит несколько безумно, да? Не спешите с выводами.
Вы не можете поднять только руку, это иллюзия. Чтобы совершить какое-то простое действие, например, поднятие руки, ваше тело задействует множество мышц и генератором движения, его эпицентром является живот, а именно танден, область ниже пупка.
Проведите такой эксперимент. Сядьте расслабленно и поудобней в кресло, расслабьте все мышцы, успокойте ум и попробуйте войти в умиротворённое состояние. Далее начните медленно поднимать руку, обращая внимание на мышцы пресса и танден. Приподнимите руку и опустите, так несколько раз. Чувствуете напряжённость пресса и танден?
Далее попробуйте уменьшать задействуемую часть, приподнимите не всю руку, а только сгибая её в локте, получается осознавать напряжённость в танден? Затем только кисть и потом только лёгкое приподнимание пальца. Вы сделаете следующий вывод.
[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Ни одно движение невозможно сделать без напряжения мышц пресса. [/mk_blockquote]
Все движения исходят из танден(кит. дань-тянь). Мы можем это чувствовать, только если специально обращаем на это внимание. В повседневности же наш ум настолько захламлён, а внимание ослаблено и рассеянно, что мы этого не осознаём. Вы же знаете, что большинство людей не осознают хроническую напряжённость в трапециевидных и шейных мышцах, да? Куда уж тут до осознания напряжения в танден. А делать нужно.
Помня об этой особенности, вы можете постоянно тренировать свою внимательность, осознавая цельность движения. Если раньше вы считали, что подняли только лишь руку, то теперь вы можете видеть, что задействовали и многие другие мышцы, которые вы раньше не осознавали.
Выполняя какое-либо движение механично, вы чувствуете и видите только его, а совершая движение осознанно, вы чувствуете цельность движения, источником и инициатором которого является танден. В этой практике нельзя не отметить следующий важнейший её аспект.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Движение в покое и покой в движении.[/mk_blockquote]
Центрированность движений подразумевает взаимосвязанность всего и вся в нашем теле. Любое движение исходит из центра танден и стремится к нему вернуться. Опуская руку, вы как бы возвращаете движение обратно домой. Может возникнуть восприятие концепции непрерывности движения и непрерывности покоя.
Если я двигаюсь, то всё тело двигается, даже если движение внешне незаметно. Если я нахожусь в покое, то и всё тело в покое. Но не стоит вовлекаться в эту ловушку, это нюанс дуального восприятия пары движение-покой.
Как вы уже поняли, в каждом движении в процессе его выполнения, нужно искать неподвижность, но не вялое состояние покоя, а звонкую тишину безмыслия. А в состоянии покоя, бездействия, нужно искать бдительность активности, то, что существует, когда ничего проявленного нет.
Таким образом, мы объединяем движение и покой, освобождаясь от иллюзии их наличия.
Ещё один важный аспект этой практики звучит так: сохраняй равновесие, центрированность. Если ранее мы обсуждали центрированную связанность движений, тот нюанс, что все движения центрируются в тандене, то сейчас центрироваться нужно в равновесии. Если вы тянетесь за кружкой в шкафу на верхней полке, то в некотором моменте можете почувствовать, что вытянулись так далеко, что вам нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы сохранять равновесие, иначе вы наклоняетесь сильно вперёд.
Падать вы, конечно, не падаете, но продолжительное время стоять в такой позиции было бы дискомфортно. Правильнее было бы подойти на полшага вперёд и не вытягиваться излишне, не переливаться. Ваша задача в любых движениях и позициях постоянно центрироваться в теле, сохраняя такую структуру положения тела, в которой вы постоянно находитесь в равновесии.
Таким образом, суть данной практики заключается в двух моментах: вы сохраняете центрирование тела в равновесии и центрированную связанность движений.
[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Центрированность в теле должна характеризоваться таким состоянием, будто вы ежесекундно идёте по канату.[/mk_blockquote]
Восприятие этого образа просто обяжет вас находиться в равновесии ежесекундно, ибо идя по канату, вы просто не сможете не находиться в равновесии. А если канат натянут над пропастью, то это уже почти практика по пробуждению себя.
С наилучшими пожеланиями,
__________________________________________________________________
Если я центрирован, если я нахожусь в центре, то где находится центр?©