Предвосхищение инициирующего импульса

Предвосхищение инициирущего импульса техники

Предвосхищение инициирующего импульса — несколько замысловатое название одной техники, такой же неоднозначной и сложной, как и само название. Признаюсь, в статье будут громоздкие умозаключения или тяжело усваиваемые концепции, но мы помним, что информация, изложенная в статье и на сайте в целом, в первую очередь практична и даётся не для философских домыслов, а именно для внедрения, в частности, для развития осознанности. Итак, поехали.

Практически все наши движения неосознанны. То, что мы воспринимаем как осознанное движение, есть не более чем регистрация факта свершения действия, комплекс периферических ощущений. Например, захотелось мне почесаться, я поднял руку и тут же почесался, осознанное это движение или нет?

Вроде я знаю, вижу и чувствую, что движение было, но это скорее констатация наблюдаемого явления — то, что уже свершилось. У меня не было выбора делать это движение или не делать, я не участвовал в этом движении, оно просто случилось, произошло само по себе, меня не было.

Некоторые примеры привычно-неосознанных действий:

  • почесаться
  • зевнуть
  • нахмуриться
  • подвигать конечностью без какой-либо нужды
  • подумав о чём-то, сразу пойти это делать, например, ставить чайник
  • закатывать глаза, задумываясь или вспоминая что-то
  • поднять что-то упавшее
  • огромное множество других действий

Также есть действия нефизического характера, например, на меня косо посмотрели или посмеялись и у меня включается мнительность, запускаются всевозможные ассоциации и я уже вдруг раздражён или моё настроение портится. Мыслительные процессы ведь тоже действие, верно?

В этих разноплановых действиях, будь это физическое движение или действие ума, есть один общий момент, а именно: неосознанность этого самого действия. Мы воспринимаем объект, без разницы внешний он или внутренний, происходит автоматическая реакция и проявление действия.

Скорость нашего восприятия настолько мала, что мы не успеваем сознанием вклиниться между этими двумя явлениями.

Возникает воспринимаемый раздражающий сигнал почесаться, тут же возникает импульс, инициирущий, побуждающий совершить это действие-чесание. Наша задача — обострить восприятие настолько, чтобы успеть осознать этот побуждающий к действию импульс и не проявлять его.

Захотелось почесаться, а ты не чешешься. Захотелось зевнуть, ты осознаёшь это желание-импульс и не реализуешь его. Задумываешься о чём-то, помни о том, что незачем закатывать глазки в какую-либо позицию, думай по-новому.

Только это одно ответвление этой практики касательно двигательной проявленности уже сама по себе мощная практика, выполняя которую, вы сможете осознать, что практически все ваши действия неосознанны.

[mk_blockquote style=»line-style» text_size=»18″]Побуждающий импульс инициирует произвольное реакцию: двигательное проявление, мыслительное или ассоциативное.[/mk_blockquote]

Увидели конфетку и тут же слопали. Услышав громкий звук, мы автоматически поворачиваемся в ту сторону. Споткнувшись, мы оборачиваемся, дабы посмотреть на предмет нашего недовольства. Другие аспекты нашей якобы сознательной деятельности не менее важны.

Услышав громкий звук, проанализировав его и поняв, что никакая опасность мне не грозит, во мне запускаются ассоциативные процессы: я вдруг вспомнил, как пару лет назад пробил колесо с таким же характерным звуком. Или какой прикольный салют был на новый год. После этого посмеялся, вспомнив несколько новогодних шуток, потом неуютно поёжился, сетуя на холодный май в этом году. Все эти вещи могут пролететь за пару секунд, я могу и вовсе не обратить на них внимание.

Эти бесчисленные ассоциации ни к чему не ведут, мы только тратим на них свою энергию. Что толку, что я обо всём этом подумал? Конечно, никакого. Но всё же это имеет место быть, за такими бесплодными думами мы проводим 99% своего времени.

Если вы проведёте хронометраж своего дня, скрупулёзно отмечая каждые полчаса времени, вы поймёте, что больше думаете, чем делаете.

Как видно из статьи о неосознанных желаниях, желания это всего лишь напряжённость ума. Мысли и ассоциации также можно охарактеризовать как лёгкое напряжение в уме. Неосознанное напряжение плеч, трапециевидных и шейных мышц, обязывает меня обращать туда дополнительное внимание, и, если я помню об этом, то напряжение не возникает, если же я забываю о том, что нужно помнить, чтобы отслеживать напряжённость и не напрягаться, то неизбежно рано или поздно плечи неосознанно поднимаются.

Как бороться с напряжённостью физических мышц? Никак. Борьба с напряжённостью есть сама по себе борьба, вызывающая ещё большую напряжённость. Остаётся только смотреть туда, ничего не делая.

Таким образом, моя задача — не ставить себе задачу, ибо это будет ещё одной мыслью-напряжённостью, из-за которой я не смогу успеть среагировать на возникновение побуждающего импульса. Мне нужно быть максимально расслабленным, чтобы моя скорость восприятия повышалась. Это частично вырабатывается спортом.

Когда я играю, например, в настольный теннис, мне нужно пребывать в определённом состоянии бдительности, чтобы успеть среагировать на движение и, в то же время, некоем состоянии расслабленности, мышечной ненапряжённости, чтобы не быть зажатым и скованным и, опять же, успеть максимально быстро среагировать. Предельная концентрация + максимальная ненапряжённость, раскрепощённость. В таком состоянии мне некогда думать, если я начну думать, то я начну сбиваться, путаться и проигрывать. Вот так мы приходим к выводу, что человек или думает, или делает.

Задача — делать всё тотально, полумеры непродуктивны: тотально думать или тотально делать.

В таком состоянии я практикую технику предвосхищение импульса. Точнее, вы начнёте понимать, что только в таком состоянии игровой собранности можно хоть как-то пытаться её практиковать. В обычном состоянии повседневного ума вы будете всё забывать и не успевать реагировать на появление инициирующего импульса, вам покажется невозможным выполнение этой практики. Всё более и более вы будете приходить к пониманию того, что вы не осознаёте свои действия, а посему будет вставать вопрос: а что же делать, как начать, как стать способным осознавать?

Ум будет сопротивляться, убеждая себя в том, что зачем эта практика нужна, надо напрягаться, а что это даст, я и так нормально осознаю и всё такое. Это нормально, так обычно и бывает.

Напомню, что разница между тем осознаёте ли вы или нет, заключается в том, что у вас есть выбор, делать это движение или нет. Если такового выбора нет, значит, вы просто регистрируете, наблюдаете движение, чувствуете, понимаете, что движение происходит или уже произошло.

Точно так же дела обстоят с мыслями и ассоциациями. Нужно методом постоянного вырабатывания нужного состояния стать настолько быстрым, чтобы успевать осознать зарождающуюся мысль до того, как она запустит цепочку ассоциаций. Если успеваете — порядок, если нет, вас уносит ветром мыслеформ и вы забываете обо всём на свете, пока вновь не придёте в себя. Обычно это явление человек описывает как «задумался». Некоторые «задумываются», так отождествляясь со своими «фильмами», что могут смотреть в одну точку с открытым ртом, наблюдая целые сценарии и даже баталии мысленных картин.

Для дополнительного контроля над умом, привязываем его объектно к одной точке, во всех смыслах правильной областью будет выбрать танден, ниже пупка на ширину ладони. Для описания этого процесса уместно привести следующий пример.

Допустим, у нас есть задача развивать периферийное зрение. Для этого нам нужно выбрать какую-то одну точку, чтобы привязать туда взгляд. Мы смотрим на эту точку, но фокусируемся не на ней, а на периферии, на том, что вокруг, стараясь увидеть и охватить как можно больше пространственных объектов. Мы просто привязали туда взгляд, чтобы он не бегал и не отвлекал наше внимание.

Так же и внутренним вектором внимания: он направлен на танден, но сфера интересов внимания находится не на тадене, а на области, откуда возникает побуждающий импульс и вот здесь мы переходим к одному из важнейших нюансов практики.

Осознавание пространства между мыслями

ОСОЗНАВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА МЕЖДУ МЫСЛЯМИ

В процессе выполнения этой практики или дзадзен, мы приходим к тому, что мысли подобны протуберанцам, они находятся на поверхности воспринимаемого объекта-ума и являются его производными, в то время как наша задача стараться пробиться сквозь это первый воспринимаемый слой и увидеть то, что находится за мыслями.

[mk_blockquote style=»line-style» text_size=»18″]Нужно стараться смотреть на то, что находится за мыслями, что лежит между мыслями, стараясь как бы протиснуться между ними.[/mk_blockquote]

Или как будто мысли это тучи, а нам нужно увидеть небо — то, что лежит за тучами. И смотреть нужно только туда. Пусть мысли вас не беспокоят, более того, чем больше вы будете обращать внимание на мысли, тем более вы будете их как бы укреплять, подпитывая своим вниманием.

Если вы сосредоточитесь на ладошке, будете пристально смотреть, не отводя взгляд, в центр ладони, то через небольшой промежуток времени вы почувствуете в ней пульсацию, шевеление, покалывание и прочее. Развивается то, на что мы обращаем внимание. Поэтому смотрим не на мысли, а на то, что находится за ними.

Нужно смотреть на то, откуда приходит мысль и куда она уходит.

Устали? Ещё немного.

Вернёмся к побуждающему импульсу. Вот импульс возник, возник он, как реакция на раздражающий сигнал/событие/мысль. Достойным рассмотрения есть следующий вопрос: кто или что является инициатором этого импульса? Откуда он исходит? На основании каких исходных данных или программ/шаблонов происходит решение о том или ином действии/бездействии? О том, что именно думать/не думать? О том, как думать/не думать? Вот что главное! Кто осознаёт это? А кто не осознаёт, а?

На основании какого алгоритма происходит зарождение и передача этого импульса, а также откуда он исходит? Именно это ОТКУДА более всего интересует нас.

Это — следующая ступень самосознания. Предлагаю ответить на эти вопросы самостоятельно в комментариях ниже.

Тест на осознанность:

Перед тем, как что-то сделать, проверь: что ты хочешь сделать; зачем ты хочешь это сделать и что в итоге получить.

Пример 1. Захотелось почесаться, успел осознать импульс, движение не начал, понимаешь, что преодолевая это желание, разотождествляешься с телом — нормально, порядок!

Пример 2. Увидел криво висящую дверцу на стенке шкафа, осознал импульс, движение не начал, понимаешь, что сделать его нужно, дверцу починить всё равно нужно, идёшь и делаешь. А по дороге практикуешь дробное движение, если, конечно, есть время.

Пример 3. Захотел чая, та же процедура. Кто хочет чая? Рассмотрел импульс-желание, проработав его техникой осознавания неосознанных желаний. После проработки, пить чай или не пить, уже не имеет значения. По желанию, так сказать.

Алгоритм. Что ты хочешь сделать, какое действие осуществить? Кто хочет сделать то или иное действие? Почему хочется сделать это действие? Что в итоге получить? В идеале, если нет осознанного желания, которое теперь будет скорее не желание, а цель, то и незачем это действие осуществлять. Будь оно физическим или не очень.

Весь этот алгоритм должен проноситься за доли секунды. Если это не так, значит, вы играете в игру, правила в которой установлены не вами. Ум играет в игры.

Нюансы практики

Эту практику можно выполнять когда и где угодно. Ее результаты приведут вас к выводу, что вы вообще мало что осознаёте и более того, практически ничего не решаете. Вы усомнитесь в самом факте существования вашего Я, так как вы будете видеть спонтанно двигающееся тело и также ум, самопроизвольно реагирующий на внешние и внутренние сигналы. Все это вместе создаёт иллюзию существования незыблемого Я, обладающего свободой воли и способного принимать решения.

На самом деле свобода выбора в нашем случае это как генератор случайных значений, коих великое множество( не только 0-9), и только лишь огромный диапазон значений создаёт иллюзию уникальности их выпадания.

Если расставить точки над Ё, основной задачей всё же будет упор на осознавание побудительного импульса, используя для этого фиксацию на тандене.

Далее смотрим в то место, откуда этот импульс зарождается, причём обязательно смотрим туда ВСЕГДА, а не только тогда, когда импульс начал проявляться, смотрим в пространство за мыслями.

И третье, собственно, то к чему это всё ведётся: осознавание себя, осознающим эти процессы. И тут самое интересное. Эх, да, знаю, я говорил, что скоро закончу, осталось ещё чуток.

Мы воспринимаем объект, неважно, дерево это или мысль, осознаём свою реакцию-импульс на этот раздражитель, не давая ассоциациям развиваться, и осознаём себя, осознающими эти два процесса.

Дело в том, что когда мы сфокусированы на объекте, будь то ладонь или пространство между мыслями, мы отождествляемся с воспринимаемым объектом, забывая о себе. То есть, то куда мы смотрим, не должно идти впереди факта самоосознавания. Обычно   схема такая: я воспринимаю нечто, потом на это реагирую побудительным импульсом. Точка.

В нашем случае дополнительным объектом осознавания становится этот самый побудительный импульс, ведь мы его хотим осознать, верно? И вот, казалось бы, всё, круг замкнулся и миссия выполнена, ан-нет, ведь побудительный импульс — это тоже объект осознавания, и этот факт нужно не забывать. Потому как изначально мы можем его воспринимать субъектом осознания. То есть тот, кто осознаёт.

Побудительный импульс тоже есть объект восприятия и только тот, кто осознаёт эти два уровня осознания, является искомым элементом.

Игра может быть такой: я осознаю побудительный импульс, соответственно, я уже не механичен, ведь у меня есть свобода выбора, я действую осознанно. Однако тот, кто осознаёт осознавание побудительного импульса, есть субъект осознания, то есть он не осознаёт сам себя, поэтому нужно осознать себя, осознающим побудительный импульс.

Я осознаю объект — осознаю свою реакцию на объект — осознаю себя, наблюдающего эти два процесса. Именно на втором этапе бывает загвоздка. Я осознал раздражающий сигнал почесаться, далее осознал желание почесаться и не сделал этого и возникает иллюзия, что раз я осознал этот инициирующий импульс и не поддался механичности, то я осознан. Это не так.

Обязательно нужно вспомнить о том, что нужно осознать себя, воспринимающего объект реагирования и себя реагирующего на объект.

Если даже вы будете сосредоточены только на выполнении это практики в срезе двигательной активности, то её результаты вам откроют глаза на поразительные вещи. Имеет смысл также аккуратно переносить фокус внимания и на умственные реакции.

Проще начать это делать со статичных практик, когда тело неподвижно и не требует отвлечения на себя внимания, например, дзадзен или практики внетелесного осознания.

Осознали мысль — осознали себя, воспринимающим мысль — осознали себя, осознающим воспринимающего мысль. Нет мыслей? Научились сидеть без мыслей? Замечательно!

Нет восприятия объекта — осознали себя, не воспринимающим ничего — осознали себя, осознающим невоспринимающего ничего.

Действуя в такой связке, теряется аспект дуальности между объектом восприятия и воспринимающим его субъектом, объект и субъект становятся одним, а сам процесс осознавания становится безличностным — нет того, кто бы это делал. Осознавание происходящих процессов есть, осознающего нет. Впрочем, предоставлю вам самим разобраться в этом.

На сим разрешите откланяться, желаю вам успешной практики! Если хотите большего, рекомендую записаться в индивидуальное обучение практике дзен или в тотальную свободу. Вопросы и пожелания в комментариях приветствуются.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

__________________________________________________________________

Крылья, ноги…главное — хвост! тара-тата-тара-тата

Оцените статью
Добавить комментарий