+7-978-029-11-58 (с 09.00 до 18.00 мск)support@mitin.com.ua
Главная / техники / Как практиковать дзен-буддизм — часть 3. Особенности внимания

Как практиковать дзен-буддизм — часть 3. Особенности внимания

в техники
0

После того, как вы освоили начальные этапы практики дзен в первой статье и во второй, следует изучить некоторые аспекты внимания в дзадзен. А для начала напомню о последовательности изучения.

  1. Изучение позиции
  2. Регулирование дыхания
  3. Привязка внимания в танден
  4. Счёт дыханий – разные виды
  5. Прекращение счёта – просто осознавание в безмолвии.

Таким образом, наработка правильного состояния должна занять у вас 1-2 месяца – если вы не являетесь живым воплощением Будды, сэкономить или перепрыгнуть этот срок никак не получится. И да, это при практике 30 минут утром и 30 минут вечером. В  начале практики увеличение длительности времени практики не даст никакого особого эффекта.

Правильный дзадзен за этот период выработает определённую однонаправленность ума, неподвижность сознания, которая характеризуется безмолвием. И в это время уже можно открывать глазки: всю предыдущую практику вы делали с закрытыми глазами, чтобы легче было сосредоточиться на внутренних моментах, а теперь вам нужно учиться разделять своё внимание.

Часть внимания будет направлена, как и прежде, на танден и осознавание, другая часть будет осознавать теперь и окружающее пространство.

В начале практики дзен вы начинаете замечать, что мыслей у вас стало слишком много, однако, вы и самостоятельно можете убедиться в том, что не мыслей стало слишком много, а просто вы их стали больше замечать, в то время как ранее, всё ваше внимание было направлено только лишь на окружающий мир, и поступающая оттуда информация настолько овладевала вашим вниманием, что вы просто не могли осознавать большую часть ваших мыслеобразов.

Теперь особенностью практики дзадзен будет развитие способности пребывать в неподвижности сознания с уже открытыми глазами, через которые поступает информация из окружающего мира, что, естественно, будет будоражить ум и отвлекать внимание.

Спустя какое-то время вам это начнёт удаваться и стоит усложнить практику дзен и перейти на следующую стадию.

Дзен нужно практиковать ежесекундно в течение дня. Отдыхаете ли вы или работаете, кушаете или разговариваете, думаете и планируете день, занимаетесь любовью или сидите в туалете, — всё это время вам нужно находиться в состоянии дзен!

Во время дзадзен, находясь в неподвижном физическом и умственном состоянии, мы уже научились пребывать в нужном состоянии сосредоточенности, но тело и ум настолько взаимосвязаны, что при обычных движениях тела и жестикуляциях, ум тоже приходит в движение и вот вы уже и выпали из центрированной ненапряжённости.

Вторым аспектом потери бдительности, как я уже упоминал, является поступление информации извне. Занимаясь рутинной физической работой, ещё как-то можно помнить себя, а вот беседуя с кем-либо, читая или занимаясь умственным видом деятельности, уже сложнее не забыть себя, отождествляясь с тем видом деятельности, каким вы в данный момент заняты.

Как практиковать дзен-буддизм - часть 3. Особенности внимания

Даже сам смысл слова «занят» подразумевает, что кто-то или что-то нас держит, тогда как «не занят» подразумевает свободу.

Чем занят ваш ум? Можно ли пребывать в состоянии незанятости, состоянии свободы, делая что-то?

Когда вы сидите, вы пребываете в незанятом состоянии свободы, в котором вам очень хорошо и ваша задача выкристаллизовать это состояние пребывая в мире и не позволяя ему пребывать в вас. Чтобы вы ни делали, вам нужно находиться в центрированном состоянии бдительной расслабленности, не позволяя себе отождествляться с поступающей информацией, т.к. в противном случае вы отдаёте всего себя, выплёскиваетесь наружу, и вас больше нет.

И вот теперь уже, при наличии свободного времени, имеет смысл попрактиковаться в круговом дзен.  Полчаса сидите – полчаса ходите – полчаса лежите. С сидением ясно, давайте разберём хождение и лежание.

Ходить нужно очень медленно, не жестикулируя, и по незамысловатой траектории, например, по кругу, тренируя своё внимание при минимуме добавленных элементов – только передвижении ног. Если есть возможность и желание, то можно изучить тайцзицюань или багуачжан – великолепные направления ушу, в которых помимо получения очевидных терапевтических и спортивных эффектов, вы можете практиковать наработку усложнённого внимания с высококоординационными движениями и дыханием.

А лежачий дзен – это по сути практика внетелесного осознания и получаемый результат в виде осознания себя вне тела зависит в первую очередь от состояния недеяния и неподвижности сознания. Т.е., вам нужно просто неподвижно лежать, оставаясь в состоянии дзен. Тут нужно быть внимательным – расслабленность мышечная может сильно повлиять и на вашу бдительность сознания, а расслабляться некогда.

Для начала можно попробовать один цикл: сидение-ходьба-лежание, что займёт полтора часа, а в дальнейшем можно довести и до трёх циклов, общей продолжительностью 4,5 часа. Казалось бы, очень много, да? А ведь в монастыре практика дзен длится по 16-18 часов в сутки!

Круговой дзен – не обязательное требование. В развитии осознания можно вполне обойтись и без него, но наличие такой практики и опыта будет бесспорным преимуществом. Вы можете попробовать попрактиковаться так раз в неделю или раз в месяц, получая при этом бесценный опыт.

Направленность внимания в дзен

Некоторые практикующие не могут понять направленность внимания во время кругового дзен. Если внимание направлено внутрь на танден и себя, то как оно может быть одновременно направлено и наружу?

Вообще верно то, что ваше внимание должно быть как весы: часть внимания направлена внутрь, а часть наружу и никакая чаша весов не должна перевешивать, ибо истина где-то посередине. Вы можете просто потренироваться, то направляя целиком и полностью всё своё внимание на окружающий мир, то внутрь себя и потом у вас будет получаться приходить в некое равновесие.

Более верным будет сказать: ваше внимание должно быть направлено в никуда или никуда не направлено, ибо направленность внимания подразумевает дуальность объекта и субъекта и суету ума.

Дзен – это и наука, и искусство, балансирование между логической и творческой частью, и здесь качество практики гораздо важнее количества. Если у вас есть сомнения в своих возможностях, вы можете записаться в индивидуальное обучение практике дзен, а я желаю вам практиковать дзен постоянно и получать от этого радость и свободу бытия и возможностей!

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: куда хочешь, туда и прикладывай!


Оцените эту статью
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (3 голосов, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
Поделитесь ею в соцсетях:

Хочешь получать живые статьи на подобные темы? Подписывайся!

Николай
Николай

Если у Вас есть частные вопросы, нерешённые ситуации или состояния, Вы можете получить мою индивидуальную консультацию, где мы вместе найдём нужное решение. Или пройти полноценное индивидуальное обучение по тематике сайта.

Рекомендуем


Оставить комментарий

Оставить комментарий Вверх

Связаться с нами

Спасибо за интерес к нашему ресурсу, в ближайшее время мы Вам ответим!