Не секрет, что формирование личности происходит с самого рождения, здесь же мы рассмотрим, как это происходит и какие факторы ему способствуют.
Младенец рождается и в первые мгновения впитывает в себя впечатления от окружающего мира. Допустим, в помещении прохладновато, плохое отопление, что не такая и редкость и в наши времена, как ни странно. Он тут же воспринимает сигнал дискомфорта, ему становится неуютно, зябко в окружающем его пространстве и он «хочет» спрятаться туда, где ему было комфортно. Что делают многие люди при появлении проблем? Правильно – сбегают от них, не стараясь их решить.
Ребёнок воспитывается в обществе и впитывает как губка не только то, что говорят и как поступают в тех или иных обстоятельствах, а и малейшие оттенки эмоционально-чувственного фона как по отношению к нему, так и при взаимодействиях людей между собой. Естественно, он делает это, не анализируя, без критической оценки того, правильно люди себя ведут или нет, и пригодится ли ему такая модель поведения в дальнейшем.
Он новичок в окружающем его мире и поэтому ему надо всему учиться, а всё, что происходит вокруг – всё «правильно», ведь не он был создателем всего этого, а кто-то сделал это, а значит, ему виднее. Формирование личности реализуется по кривой развития в направлении отсутствия ответственности по отношению ко всему происходящему, вялому отношению и отсутствию желания что-либо изменить. Сколько людей из года в год живут однообразной жизнью, сетуя на плохое правительство, финансовый кризис и прочие «если бы».
Они принимают за данность всё, что присутствует в этом мире, а точнее всё, что их окружает, то есть в их субъективном мире. Так называемая позиция жертвы каменной глыбой пригвоздила их к привычному образу мышления и, соответственно, жизни.
На формирование личности также влияет фактор угрозы и применения физического насилия. Общество, а в частности, родители часто этим пользуются при отсутствии правильного подхода к воспитанию ребёнка. Ведь никто этой науке не учится, верно? Мы по 20 лет учимся в школах и институтах, а многие жизненно важные и необходимые дисциплины так никогда и не проходим. Почему-то не считается необходимым изучение принципов и факторов формирования личности и хотя бы минимальных педагогических навыков и основ. Фактически, мы абсолютно не умеючи и не зная как воспитывать маленького человечка, всё же делаем это. Правда, наобум или так, как это делали с нами в детстве.
Получив несколько затрещин, ребёнок понимает, что он не в силах противостоять такому воздействию и обучается смиряться или накапливать затаённые комплексы. Формируется определённая модель поведения в обществе и по отношению к себе самому.
Поведенческий фактор предопределяет возникновение чувства вины и неудовлетворённости собой при каждом удобном случае.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Такой человек привык себя наказывать по любому поводу и без него, он постоянно находится в страхе сделать что-то не так и поэтому он старается ничего не делать, чтобы не допустить ошибки. Налицо отсутствие активной жизненной позиции.[/mk_blockquote]
Формирование личности на этапе половой зрелости несёт более стремительный характер и, в то же время, более поддаётся воздействию как извне, так и изнутри. Подросток характеризуется идеализмом, создавая некий образ себя. Опять же — на основании поступающей к нему информации: идеалы социальной группы, ТВ, интернет. Определяющее значение имеет вопрос, решится ли он что-то делать в направлении своего идеала и добьётся ли в этом успеха? Если да, то велики шансы на внутреннюю реорганизацию и формирование другой личности.
В среднем возрасте формирование личности завершено, она уже устоялась, укоренилась, и теперь уже очень сложно что-либо изменить. Должно произойти нечто выдающееся, что встряхнуло бы человека и побудило это сделать. Человек имеет много желаний и мечтаний что-то изменить, но мало что из этого получается – здесь имеет место быть инерция состояния.
Он не хочет выходить за рамки своего комфорта и должен подвергнуться внешнему импульсу и давлению, чтобы это произошло. Именно «произошло», ведь не он сам это делает, а это с ним «случается», не так ли? Инерция состояния покоя это фундаментальная вещь, с которой необходимо считаться и иметь действующие методы для работы с ней.
В почтенном возрасте происходит уже не формирование личности, а, с вашего позволения, её деградация. Не имея нужного опыта в моделировании, а эпически я бы сказал, в эдакой модуляции своей личности, психики и изменённых состояний сознания, такой человек находится в крайне невыгодной позиции, подвергаясь абсолютному влиянию физического тела и эго, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как мы видим, на каждом этапе формирование личности происходит по разным закономерностям и сообразно с различными факторами, но смело могу заявить: вы всегда можете себя изменить, вам только нужно иметь чёткое намерение это сделать и знание с чего начать!
С наилучшими пожеланиями,
_____________________________________________________________________
Факторы формирования личности и её деятельности можно и нужно использовать в своём развитии.©