Как практиковать дзен-буддизм – часть 2. Нюансы дзадзен.

как практиковать дзен-буддизм техники

Продолжим обсуждение практики дзен-буддизма, первая часть статьи находится здесь как практиковать дзен-буддизм – часть 1. Надеюсь, какое-то время вы уже практиковали дзадзен и выработали минимально необходимую концентрацию для практики, поэтому сразу перейду к новому материалу.

Генерация состояния в дзен-буддизме

Нужно понимать, что дзен это не просто умственные упражнения, которые можно делать ради интереса, а в первую очередь развитие сознания до небывалых высот. Практикующий стремится развить такое состояние сосредоточения, которое практически нельзя было бы нарушить.

Когда начинающий сидит в дзадзен, ему мешают мысли, ассоциации, тут вдруг нос зачесался или ноги занемели, мысли о том, сколько прошло времени и когда уже закончатся эти полчаса. Не дай Бог, в комнате будут комары! Тогда вообще всей практике крышка – в таких условиях концентрироваться нельзя.

Эта ирония просто показывает начальные стадии практики и происходящее в ней. Так было со мной, так было и есть с моими учениками. Теперь давайте посмотрим, что скажут джунгли говорят по этому поводу патриархи.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Сидеть нужно так, что если даже перед тобой рухнет гора, у тебя даже веко не дёрнулось и ничто внутри не шелохнулось.[/mk_blockquote]

Эх, не очень-то у меня получается говорить в восточном стиле, но смысл цитаты не искажён. Должна быть настолько высокая степень концентрации внимания, что ничто не смогло бы её нарушить и отвлечь вас.

Это достигается усиленной практикой и определённым настроем, который описан в статье побег из тюрьмы. «Учиться, учиться и ещё раз учиться» преобразуется в нашем случае в «Практика, практика и ещё раз практика!». Любым великим свершениям и достижениям  предшествовали долгие часы практики и корпение над искомым.

Особенности внимания в дзен-буддизме

Насколько очень высокой должна быть степень концентрации внимания, настолько же внимание в дзен должно быть тонким и чувствительным.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Внимание в дзен должно быть настолько тончайшим, чтобы суметь услышать шаги муравьёв.[/mk_blockquote]

Делаете вы дзадзен, например, в саду Золотого Дракона на поляне Ниспадающей Ивы, и степень внимательности должна быть такой, чтобы услышать шаги мимо проходящих муравьёв. Да не только шаги, а ещё и дыхание муравьёв, и по шуму дыхания определить их количество 😉

Я со смехом вспоминаю свои округляющиеся глаза, когда впервые услыхал эту аналогию. Про дыхание это я, конечно, сам уже придумал. Продолжим.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Сидеть нужно так, чтобы суметь поймать бросившуюся на тебя змею.[/mk_blockquote]

Ваше внимание в дзен должно быть настолько острым, что если бы перед вами находилась готовящаяся к броску змея, то:

а) в момент её прыжка внутри вас ничто бы не дёрнулось и не изменилось;

б) вы поймали бы её легко, и не задумываясь;

в) после всего этого точно так же ваша концентрация  и внутреннее состояние абсолютно не изменились, как если бы этой змеи и прыжка и вовсе не было.

Да это просто уму непостижимо! – вполне можете вы сказать и будете абсолютно правы. Если только…. А вот сумасшедшие цирковые и акробатические элементы это ведь тоже уму непостижимо, верно? Гуттаперчивость или координация некоторых людей настолько поражает, что это кажется невозможным.

непостижимость дзен

Поэтому мнение о реальности или нереальности чего-либо субъективно и остаётся всего лишь одним из мнений.

[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Перед тем, как сказать, что что-то нереально и повесить ярлык, подумайте, а так ли это на самом деле, или это всего лишь проявление вашей субъективности?[/mk_blockquote]

Итак, ваше внимание должно быть как очень сильным, чтобы проявление окружающего не могло его потревожить, так и невероятно мягким и чувствительным, чтобы уметь осознавать то, что доселе было неосознанным.

Дзен-буддизм и наблюдение себя

Бывало ли у вас такое состояние, когда вы были настолько чем-то увлечены, что не осознавали ничего другого? Например, настолько увлекательный или страшный и напряжённый момент в фильме, что вы как будто лично оказываетесь в этом фильме. А после с облегчением вздыхаете и осознаёте себя в реальности.

Дзен-буддизм нас учит, что мы не осознаём себя всегда, по аналогии с вышеупомянутым примером. Обеспечением иллюзии осознания себя служит осознание своих мыслей, эмоций и тела.

Человек осознаёт свои мысли, своё тело, но он думает и отождествляет себя с ними, поэтому у него формируется иллюзия, что он осознаёт себя.

Для того, чтобы увидеть эту иллюзию, необходимо смотреть. Нельзя увидеть то, что изначально не видишь, поэтому смотреть нужно на то, что умеешь видеть.

В практике дзадзен вам необходимо наблюдать своё тело, свой ум, свои мысли, эмоции, чувства, — наблюдать себя. И по мере наработки навыка осознанности и внимательности, вы начнёте видеть себя и что-то ещё. Что-то очень неуловимое вначале.

[mk_blockquote style=»line-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Вам также необходимо наблюдать не только себя, а и того, кто наблюдает — вам нужно наблюдать наблюдателя.[/mk_blockquote]

Когда мы наблюдаем себя, практически постоянно функция наблюдения переходит в функцию делания наблюдения. Мы уже не столько наблюдаем, сколько делаем наблюдение, умственно включаясь в этот процесс. Поэтому крайне необходимо помнить об этой возможности и наблюдать наблюдаемое, не забывая наблюдать наблюдателя.

Ключевые ошибки в практике дзен

Собственно, ошибка здесь одна: пойти неправильным путём и прийти не туда, куда нужно.

Ключевыми ошибками в практике дзен всё же может быть следующее:

  • вы можете уйти в дебри словоблудия и философии, дзен же отсекает это;
  • вы можете психически перенапрягаться, пытаясь выработать нужное внутреннее состояние;
  • вы можете загрузиться наблюдением наблюдателя;
  • нужное наблюдение может не получиться, а будет только иллюзия наблюдения и игра ума;
  • вы бросите практику, так и не добившись результата и разочаровавшись в дзен;
  • отсутствие наставника, который бы вас корректировал.

Со всеми этими ошибками мы работаем в индивидуальном обучении практике дзен.

Тем не менее, не всё так плохо. Большинство этих ошибок вы можете избежать, если будете практично и методично внедряться в замечательную практику дзен-буддизм.

Нюансы практики дзадзен — видео

Если у вас возникли какие-то вопросы по практике, вы можете задать их в комментариях, а также почитать продолжение этой статьи в части 3. А на этом сегодня всё, я желаю вам успешно практиковать дзен-буддизм и получать значимые результаты.

С наилучшими пожеланиями,

Николай Митин

_____________________________________________________________________

Есть много аспектов прикладного дзен-буддизма: дзен и чайная церемония, дзен и стрельба из лука, дзен в фехтовании. Почему ещё нет дзен и сидение на унитазе?©

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. K3Cottage

    В дзен озарения нельзя достичь просто посредством рассудочной деятельности, то есть с помощью обучения, гипотез, анализа и синтеза. Ученик дзен должен задействовать все свое естество в качестве инструмента познания. Интеллект это только одна часть нашего естества, и как раз эта часть часто уводит нас от живой реальности, которая есть сама суть дзен. Поэтому

    Ответить